«Интеграция чтения и цифровых технологий: эффективный подход к социальной реабилитации.»
В Реабилитационном центре для лиц, страдающих психическими расстройствами «Родничок», учитель-дефектолог Татьяна Владимировна Кулажина провела открытое социально-реабилитационное занятие с обучающимся Сергеем И. Занятие стало ярким примером того, как современные методики могут быть успешно применены для развития ключевых жизненных навыков у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Основной целью мероприятия было формирование и развитие коммуникативно-речевых компетенций и социально-бытовых навыков через интеграцию традиционных методов обучения — в данном случае, работы с текстом — и современных цифровых технологий.
На занятии Сергей активно работал с текстом «Закажи товар», что позволило закрепить навыки анализа информации и выделения ключевых моментов в практическом контексте. Дополнительно были предложены упражнения на составление праздничных поздравлений из разрозненных слов, а также подпись новогодней открытки — задания, направленные на развитие речевой активности и мелкой моторики.
Особое внимание было уделено использованию компьютерной игры. Наблюдения показали, что Сергей проявил высокий интерес к игровой форме деятельности. Хотя чтение вызывало у него легкое напряжение, это состояние успешно компенсировалось за счет визуальной опоры, которую предоставила педагог. В ходе занятия Сергей демонстрировал положительную динамику: он реагировал на подсказки и соблюдал очерёдность в диалогах, что свидетельствует о развитии его коммуникативных навыков.
Татьяна Владимировна Кулажина отметила, что интеграция чтения и цифровых технологий оказалась высокоэффективной в рамках социально-реабилитационной работы. Этот подход обеспечивает:
- Мультисенсорную стимуляцию, задействуя разные каналы восприятия.
- Снижение тревожности благодаря игровой, ненавязчивой форме подачи материала.
- Формирование практических навыков, которые легко переносятся в повседневную жизнь.
Для достижения устойчивого и долгосрочного результата учитель-дефектолог подчеркнула необходимость системного повторения пройденного материала и постепенного усложнения заданий, что позволит закрепить достигнутые успехи и продолжить развитие Сергея в комфортной и мотивирующей среде.
Такие инновационные занятия в центре «Родничок» не только способствуют обучению, но и создают условия для полноценной социализации и самореализации каждого обучающегося.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |




