Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса
Большая роль в эффективности качества воспитательно-образовательного процесса отводится материально- техническому обеспечению и оснащённости образовательного процесса. В нашем учреждении созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей-инвалидов.
Работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детском коллективе, а также по всестороннему развитию каждого воспитанника.
Учреждениие расположено на земельном участке общей площадью более 5,2 Га и представляет собой целый комплекс объектов зданий и сооружений, в состав которых входят : 2 жилых корпуса (корпус №1 на 50 мест, корпус №2 на 75 мест ), которые соответствуют реализации цели и задач учреждения и располагают всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, телефон), а для размещения структурных подразделений в установленном порядке выделены специальные здания и помещения: модульная котельная установка «Сибирь-2,5, Баня- прачечная, Пищеблок, Медицинский корпус, имеются: здание администрации, гараж, складские помещения и собственная водонапорная башня.
Помещения в жилых корпусах оборудованы всем необходимым для комфортного проживания детей.
Жилой корпус № 1 состоит из: шести жилых отделений общей наполняемостью на 240 мест; компьютерного класса, читального зала, кабинета «Монтессори», комнаты психологической разгрузки, творческой мастерской, студии швейного и кулинарного мастерства, логопедического кабинета, кабинета «Сенсорики», игровых комнат, зала лечебной физической культуры, актового зала, помещений отделения медико-социальной реабилитации; бухгалтерии; пищеблока с обеденным залом на 120 посадочных мест.
Жилой корпус № 2 и включает игровые комнаты, музыкально-физкультурный зал, студию "Красоты и здоровья", учебного кабинета по озеленению, помещения отделения медико-социальной реабилитации, буфет на 50 посадочных мест.
В учреждении созданы необходимые социально-бытовые условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному, физическому и нравственному развитию воспитанников. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы для детей, включают в себя оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и приготовления пищи, а также бытовые помещения.
Для круглосуточного пребывания воспитанников имеются специальные помещения, которые оборудованы необходимыми принадлежностями и мебелью. Учреждение обеспечено в соответствии с возрастом и особенностями развития детей наличием развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям к безопасности продукции, установленным законодательством Российской Федерации.
Входы в жилые здания оборудованы тамбурами, пандусами.
Территория учреждения имеет 4 въезда, благоустроена, заасфальтирована, озеленена, по периметру огорожена, оборудована скамейками и урнами. На физкультурно-спортивной зоне организованы площадки: поле для занятий футболом, площадка для занятий спортом со спортивными формами. Игровые площадки оборудованы песочницами, малыми игровыми формами, теневыми навесами для детей.
В отделении милосердия для детей, которые самостоятельно не передвигаются предусмотрена не отапливаемая прогулочная веранда для организации прогулок.
Групповые комнаты.
В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп оснащены мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников. Каждая группа имеет свое «лицо» в соответствии с названием, созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями. В групповых комнатах созданы игровые уголки для проведения сюжетно-ролевых игр, в каждой группе имеются уголки для самостоятельной деятельности детей. Всё это позволяет успешно решать педагогические задачи и создаёт все условия для умственного, физического, эстетического воспитания. В каждой группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности воспитанников. Также имеются стенды, подборки методических материалов по образовательным областям, которые позволяют разнообразить образовательный процесс
Кабинеты, студии, комнаты.
Библиотечный фонд находится в читальном зале и методическом кабинете, который состоит из учебно-методической литературы, как для детей, так и для специалистов. В фонде читального зала имеются периодические издания.
Музыкально-физкультурный зал оснащен музыкальными инструментами: пианино, электропианино, баян, музыкальный центр, шумовые и ударные детские инструменты. Также зал оснащен спортивными инструментами: мячи, скакалки, маты, коврики для занятий, гимнастические палки, массажные мячи, обручи.
Студия швейного и кулинарного мастерства, имеется зона учебных занятий, зона моделирования жизненных ситуаций (кухня, стол, стулья, холодильник, микроволновая печь, утюг, швейные машинки, телевизор), зона педагога для хранения пособий, игровая зона. Кабинет оснащен игровым и учебным оборудованием.
Логопедический кабинет оснащен следующим оборудованием: настенное зеркало, детские столы, логопедические парты, детские стулья, стол для логопеда, шкафы для пособий, зеркала для индивидуальной работы, магнитная доска.
В учреждении имеется комната психологической разгрузки, где имеется темная и светлая зоны, оборудованы: музыкальным центром, световыми приборами, мягкими модулями, игровым и реабилитационным оборудованием.
Компьютерный класс: установлено 6 ПЭВМ. Кабинет оборудован специальными одноместными столами одного размера и стульями.
Зал ЛФК, оснащен следующим оборудованием: шведских стенки, гимнастические скамейки, маты, мячи различного диаметра, скакалки, канат, кольцебросы, гимнастические палки, набивные мешочки, дуги для подлезания, обручи, батут, спортивные тренажеры и др.
В актовом зале проводятся спортивные игры, досуги, праздники и развлечения. В зале имеется оборудование для занятий и просмотру мультфильмов и кинофильмов: телевизор, музыкальный центр, медиа-проектор, экран.
Кабинет Монтессори оснащен оборудованием для развития у детей представления о сенсорных эталонах - цвете, форме, величине; для формирования и развития математических представлений, интеллектуальных способностей, для развития мелкой и крупной моторики, координации движений, подготовка руки к письму.
Кабинет «Сенсорики» оборудован необходимой мебелью, шкафчиками, столами, стульями. Кабинет оснащен дидактическим материалом, играми, развивающими игрушками.
В кабинетах "Монтессори" и "Сенсорики" имееются интерактиные комплексы, которые включают в себя сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на компьютере.
В творческой мастерской дети рисуют, лепят, занимаются аппликацией, используя нетрадиционные методы. В работе используются: бумага различных видов; природный материал: шишки, каштаны, орехи, листочки и т.п.; бросовый материал: различные пробки, фантики, инструменты: ножницы с тупыми концами, кисти для рисования и для клея, наборы цветных карандашей и фломастеров, губки из поролона, печатки и др.
Студия «Красоты и здоровья» оборудована 2 столами с зеркалом, кресла передвижная парикмахерская тумба, диван, тележка, маникюрный стол и кресло, учебный материал, методические пособия.
Каждый кабинет имеет своё неповторимое лицо, определённую цветовую гамму, индивидуальный стиль, создающие эмоциональный комфорт для детей.
Организация питания.
Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Не допускаются к приему в учреждение пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи.
В учреждении организовано 6-ти разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и паужин; прием пищи с интервалом не менее 3,5-4 часа. Дети получают питание по графику приема пищи, утвержденного администрацией учреждения. В 14-дневном меню имеются сведения об использованных при разработке меню нормативных документов, указан возрастной контингент питающихся детей. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты. Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации учреждения. Питьевой режим детей в группах организован с использование бутилированой воды.
Пищеблок оборудован моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, контрольными весами, электроплитой с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, холодильником, имеется кладовая для хранения продуктов питания и т.д.
Охрана здоровья.
Охрана здоровья детей включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемый согласно годового перспективного плана. Система работы по охране здоровья воспитанников направлена на создание правовых и организационных условий для реализации прав и законных интересов воспитанников, в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012г. №273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Основными задачами в области охраны здоровья воспитанников и обеспечения безопасности образовательного пространства являются:
- изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
- обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками учреждения требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
- выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
- формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении стандартных/нестандартных опасных ситуаций;
- оснащение учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования и технических средств обучения;
- создание необходимых условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников в учреждении, на территории и в природных условиях;
- формирование у воспитанников первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе; воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Медицинское обеспечение.
Медицинское обслуживание детей в учреждении обеспечивает медицинский персонал, наряду с администрацией учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. В учреждении имеется современный, оснащенный всем необходимым оборудованием в соответствии с требованиями медицинский блок, который состоит из медицинских кабинетов, оснащенных современным медицинским оборудованием.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Информационная база учреждения оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- локальной сетью.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет, оказание данных услуг осуществляет провайдер ОАО «Ростелеком». Активно используется локальная сеть для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Самостоятельный доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам для получателей социальных услуг не предусмотрен.
Использование электронных образовательных ресурсов в учреждении:
- разработка мультимедийных презентаций;
- использование сети Интернет;
- использование компьютерных игр в образовательной деятельности;
- изготовление печатной продукции: тематических выпусков стенных газет, буклетов.
В учреждении функционирует система видеонаблюдения:
- 41 камера наружного видеонаблюдения, установленных на территории и по периметру ограждения интерната;
- 16 камер для внутреннего видеонаблюдения установлено в жилом корпусе № 1;
- 16 камер – в жилом корпусе № 2.
Состояние материально-технической базы КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Родничок» соответствует необходимым условиям для организации воспитательно-образовательного процесса, требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.